Задачи:
· Выявление одаренных детей. · Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей · Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся. · Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников. · Расширение системы олимпиад, соревнований, конкурсов. · Разработка и осуществление модели дистанционного, заочного, очно-заочного обучения. Направления реализации программы 1. Выявление одаренных детей 1.1. Проведение диагностики на школьном уровне. 1.2.Создание и ежегодная актуализация школьного банка данных об одаренных детях. 1.3.Разработка системы «портфолио», учитывающей достижения учащихся в различных сферах учебной деятельности и дополнительного образования. 2.Образование и развитие способностей одаренных детей 2.1.Разработка и введение в школе учебных программ и планов углубленного изучения отдельных предметов, преподавания курсов по выбору и элективных курсов, факультативных и кружковых занятий для одаренных учащихся, разноуровневых дидактических материалов. 2.2.Внедрение и совершенствование личностно-ориентированной системы образования. 2.3.Внедрение новых активных методов обучения, индивидуальных форм обучения одаренных детей.
3.Подготовка методической и информационной базы работы с одаренными детьми
3.1.Разработка и внедрение методик диагностики одаренности ребенка в разных возрастах. 3.2. Разработка развивающих материалов работы с одаренными детьми. 4. Подготовка родителей одаренных детей к взаимодействию с образовательным учреждением
4.1. Разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных сайтов. 4.2. Организация родительского всеобуча по проблемам раннего выявления и развития одаренности в условиях семьи, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы. 4.3. Поддержка создания в школе организационных мероприятий с одаренными детьми, привлечение их родителей для участия в различных областях образования и развития. 5. Подготовка кадров для работы с одаренными детьми 5.1. Создание условий обучения педагогических кадров для работы с одаренными детьми. 5.2. Участие педагогов в городских, областных семинарах, целевых краткосрочных курсах по проблеме работы с одарёнными детьми.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический (анамнестический) при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
- мастерская художественного слова («Кружок русской словесности»);
- музейное дело (школьный музей);
- художественная мастерская (Школа искусств)
- мастерская здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании»)
II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся, а также их предпрофильная и профильная подготовка. Условия успешной работы с одаренными учащимися Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.
Формы работы с одаренными учащимися
- индивидуальные и групповые занятия с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальные игры;
- участие в олимпиадах;
- дистанционное обучение;
- элективные курсы и курсы по выбору;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми
№ | Мероприятия | Сроки | Планируемый результат |
1 | Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление | 2012-2017 | Участие в региональных и Всероссийских конкурсах исследовательских работ |
2 | Совершенствование деятельности научного общества одаренных детей «Шаг в будущее». Создание нормативной и методической базы | ежегодно | Пополнение базы данных |
2 | Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей. | ежегодно | Участие в школьных, районных, краевых конкурсах |
3 | Создание нормативной и методической базы. Организация проектно- исследовательской деятельности | 2012-2017 ежегодно | Положение о школьном НОУ |
4 | Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Чип». | ежегодно | Дипломы и сертификаты участия |
5 | Участие школьников в районных, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях, спортивных соревнованиях. | ежегодно | Презентация работ учащихся |
6 | Осуществление модели дистанционного, заочного, очно-заочного обучения. | ежегодно | Обучение в заочных школах: «Авангард», «ЗЕН ШК г.Железногорск», предпрофильная подготовка при СибФУ |
6 | Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения
- Выявление учащихся в 1-4, 5-9,10-11 кл., составление диагностической карты
- Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми
- Проведения занятий с детьми
- Отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми
| ежегодно май | Наличие у ребят индивидуальных планов отчетная конференция |