Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс школы общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании. При инклюзивном образовании дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в общеобразовательной школе, которая учитывает их особые образовательные потребности и оказывает своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МКОУ Чайковская СОШ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья учатся совместно с другими учениками в одном классе. Им созданы следующие специальные условия:
1. Официальный сайт образовательной организации адаптирован с учетом особых потребностей инвалидов по зрению и приведен в соответствие с международным стандартом доступности веб-контента и веб-сервисов.
2. Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
3. Установлено голосовое оповещение о чрезвычайной ситуации, в т.ч. о пожаре.
4. Обучение организовано по адаптированной образовательной программе.
5. В образовательном процессе используются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы.
- Оборудование территории, прилегающей к образовательной организации, и ее помещений с учетом доступности инвалидов
Вход в здание |
Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала. Доступ в здание инвалидов и других маломобильных граждан осуществляется с помощью персонала. |
Наличие пандуса |
При входе в учреждение имеется недавно установленный пандус. |
Наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов |
Перед территорией учреждения оборудована зона стоянки транспортных средств. Установлен соответствующий дорожный знак, произведена дорожная разметка. |
Наличие адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проёмов |
Имеются расширенные дверные проёмы. Адаптированные лифты невозможны в связи с планировкой здания (ввод в эксплуатацию-1971). |
Наличие сменных кресел-колясок. |
В настоящее время кресло- коляска не востребована (отсутствуют инвалиды-колясочники). |
Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений в организации. |
Оборудованы туалеты для посетителей на 1 этаже. Составлен сметный расчет на оборудование санитарно-гигиенического помещения на 1 этаже. |
- Специально оборудованные учебные кабинеты
В образовательной организации нет в наличии специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете. Во всех учебных кабинетах созданы условия для проведения учебных занятий с детьми с ОВЗ и инвалидами. В школе имеется специальная комната для занятий с детьми, обучающимися в режиме домашнего обучения.
- Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий в ОУ оборудованы кабинеты биологии, физики, химии, информатики, спортивный зал. Кроме того в школе имеется мобильный класс оборудованный ноутбуками.
Кабинет информатики укомплектован компьютерами, имеется интерактивная доска и мультимедийный проектор.
2 кабинета начальных классов оборудованы программно-аппаратным комплексом, в который входят компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, зарядный комплекс и дополнительное оборудование.
В каждом предметном учебном кабинете установлены компьютер, мультимедийный проектор, принтер и др. оборудование (фото- и видео аппаратура).
Специализированные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, в том числе лабораторным (физика, химия, биология). Кабинеты биологии, физики и химии оборудованы демонстрационными столами, в кабинете химии установлен вытяжной шкаф. В школе имеются комбинированная мастерская по обработке дерева и металла, кабинет обслуживающего труда (обработка тканей, швейное дело).
- Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении имеется библиотека с читальным залом, с возможностью выхода в интернет и контролем копирования и распечатывания документов. Все обучающиеся обеспечены соответствующей литературой.
Библиотека приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеется зона коворкинга, где можно удобно расположиться с книгой. Расстояния между стеллажами с книгами позволяют передвигаться маломобильным обучающимся.
Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 N ОВ-473 07 Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ
- Перечень учебников используемых для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) в МКОУ Чайковская СОШ
- Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В спортивном зале имеется необходимое спортивное оборудование, коврики для проведения занятий с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Но ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг (детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению) оборудование в спортивном зале не обновляется в последнее время.
Объекты спорта находящиеся в МКОУ Чайковская СОШ.
Спортивный зал с общей площадью - 150,3 м
Оборудование спортивного зала составляют:
- лыжи с ботинками– 10 пар
- лыжные палки – 26 шт.
- коньки – 2 пары
- мячи для метания – 12 шт.
- обручи – 10 шт.
- спортивная форма (новая) – 6 шт (трусы и майка новые)
- спортивная форма – футболка (старая) – 4 шт.
- мячи новые – 2 футбольных, 1 баскетбольный
- экспандеры 4 шт. ручные наборы и 2 шт. пружинных набора
- гимнастический каток (ролик) – 1 шт
- гимнастические палки – 7 шт.
- кегли – 13 шт.
- бревно гимнастические новое напольное – 1 шт.
- бревно гимнастическое высокая стойка – 1 шт.
- теннисный новый стол – 1 шт.
- маты – 11 шт.
- гимнастический мостик – 2 шт.
- козел – 2 шт.
- мячи б/у– 8 баскетбольных, 6 волейбольных, 2 футбольных
- мячи Хоп – 2 шт.
- скакалки – 14 шт.
- перекладины навесные – 3 шт
- скамейки – 2 новых и 1 старая
- диск для метания – 4 шт.
- ядро – 2 шт. (1шт. по 4кг, 1шт. по 5 кг)
- копьё – 1 шт.
- граната – 3 шт. (2 шт по 700 г, 1 шт. по 500г)
- ракетка для бадминтона – 2 шт.
- барьер – 2 шт
- огнетушитель – 1 шт.
- стартовые колодки – 2 пары
- песочные мячи набивные – 10 шт. (5 шт – 1 кг, 5 шт. – 2 кг)
- канат – 2 шт.
- стойка и планка для прыжков в высоту – 2 шт.
- силовой тренажер
- беговая дорожка
- велотренажер
- кардиотвистер
- гимнастическая стенка;
- гимнастическая доска;
- гимнастические скамейки-4 штуки;
- стойки и планки для прыжков;
- пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, шнуры и др.);
- спортивные тренажеры;
- щиты баскетбольные;
- гимнастические мячи;
- дуги для подлезания;
- переносное оборудование;
- дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.).
Спортивная площадка, приспособленная для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ:
- беговая дорожка;
- нетрадиционное выносное оборудование (мешочки, гири, метелочки, веревочки и т.д.).
- Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
· Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
· Электронные образовательные ресурсы;
· Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
· Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
· Тренажеры и спортивное оборудование.
Школа рассчитана на 257 мест. Количество обучающихся в 2020-21 учебном году составило 34 человека. Работают столовая, в которой организовано горячее питание учащихся всех классов, а также:
· спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием;
· медицинское помещение;
· столовая на 30 мест;
· компьютерный класс;
· школьная библиотека;
· кабинет социального педагога.
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
· словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем);
· визуальные средства (микроскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.);
· средства автоматизации процесса обучения (компьютеры, локальные телекоммуникационные сети);
· учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет;
· технические средства обучения.
В образовательной организации обеспечены условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, доступ к ним возможен на первом этаже здания школы, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.
В случае необходимости могут быть предоставлены специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
Обучение организовано по адаптированной программе, все обучающиеся обеспечены специальными учебниками.
Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети-инвалиды и обучающиеся с ОВЗ возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.
В МКОУ Чайковская СОШ лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий в классе и индивидуально.
- Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации центральный вход школы оборудован пандусом
При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы.
На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортзал, гардероб.
На первом этаже также находятся туалетные комнаты. Составлен сметный расчет на оборудование санитарно-гигиенической комнаты. Реализация плана оборудования санитарно-гигиенической комнаты возможна при дополнительном финансировании.
Условия охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями и дополнениями);
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» и соответствуют условиям охраны здоровья для всего контингента обучающихся.
Специальные условия питания
Обеспечены бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающиеся, являющиеся лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, и осваивающие основные общеобразовательные программы на дому, в размере и порядке, установленном Управлением образования администрации Боготольского района Красноярского края.
Питание в образовательной организации является полноценным, разнообразным по составу продуктов и полностью удовлетворяющим физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах.
Контроль за организацией питания детей осуществляет директор, социальный педагог. Создана контрольная группа из представителей родителей (родительский контроль), которая 2 раза в месяц анализирует состояние столовой, пищеблока, выполнение технологических процессов приготовления пищи, органолептическое качество блюд, вкусовые удовлетворенности обучающихся. Составляются Чек-листы по результатам контроля, которые публикуются на школьном сайте для информирования всех родителей.
- Специальные условия охраны здоровья
В школе созданы специальные условия охраны здоровья детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ Чайковская СОШ создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания обучающихся;
• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
• обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
• профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
- Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
· электронной почтой;
· электронным журналом/дневником;
· выходом в Интернет;
· разработан и действует школьный сайт.
Услуги сети Интернет Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором оказания услуг связи по передаче данных с юридическим лицом. Исполнитель: ПАО "Ростелеком".
Компьютеры школы соединены в сеть (WiFi, кабель). Скорость подключения до 50 Мбит/с. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет обеспечивает возможность использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с "Правилами использования сети Интернет в МКОУ Чайковская СОШ.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся невозможен.
В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система Дневник.ру. Любой педагог может вести работу в информационных системах из своего предметного кабинета и кабинета информатики.
На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".
- Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.
Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, возможен и на первом этаже здания школы, для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.
Приказами по образовательному учреждению назначен ответственный за доступ к сети Интернет и за установку и настройку программы контентной фильтрации.
http://www.edu.ru /Федеральный портал "Российское образование"
http://window.edu.ru/Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
http://school-collection.edu.ru /Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru /Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.mon.gov.ru/ Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru/Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.eidos.ru/olymp/ Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
http://www.rusolymp.ru /Всероссийская олимпиада школьников
http://www.olympiads.ru /Олимпиадная информатика
http://www.en.edu.ru/Естественнонаучный образовательный портал
http://www.school.edu.ru/Российский общеобразовательный портал
http://www.vidod.edu.ru/Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
http://vschool.km.ru/Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
www.nachalka.info/ru/Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия
www.nachalka.com./Начальная школа детям, родителям, учителям
www.school-collection.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.computer-museum.ru/Виртуальный компьютерный музей
http://sci-innov.ru/Федеральный портал по научной и инновационной деятельности
http://www.fipi.ru/Федеральный институт педагогических измерений
https://uchi.ru/Интерактивная образовательная онлайн-платформа
https://education.yandex.ru/Цифровая платформа для обучения основным школьным предметам
https://www.yaklass.ru/Цифровой образовательный ресурс для школ
- Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В 2021—2022 учебном году в образовательной организации отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование предоставляются.
В МКОУ Чайковская СОШ имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийные средства:
- мультимедийные проекторы;
- интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки;
- принтеры, сканеры.
В целях доступности получения образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечено наличие альтернативной версии официального сайта МКОУ Чайковская СОШ в сети «Интернет» для слабовидящих.