Планируемые результаты
Личностные:
• формулировать гипотезу;
• преобразовывать полученную информацию в другие формы;
Предметные:
Материалы и оборудование:
1. Компьютер, проектор, экран.
3. Видеозапись с иллюстрациями книги.
5. Маркеры, ножницы, клей.
Чему первым делом научится кошка? - хватать
Чему первым делом научится птица? – летать
Чему первым делом научится школьник? - читать
I. Обзор
Библиотекарь | Ученик |
1. Каких детских писателей и их книги вы знаете? 2. Назовите современных детских авторов и их книги. Сегодня мы представим вам новую книгу — «Колямба, внук Одежды Петровны». Автор этой книги вам еще не знаком. Это московская писательница Краева (Пуля) Ирина Ивановна | Александр Грин «Алые паруса», Аркадий Гайдар «Чук и Гек», «Голубая чашка» Николай Носов «Приключения Незнайки», Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Ольга Колпакова «Бука» и т.д., С. Лаврова «Семь подводных котов» и т.д., К. Матюшкина «Кот Да Винчи» и др. |
Результат: актуализация знаний учащихся о жизни и творчестве детских писателей. | |
II Мотивация: Цель: создать проблемную ситуацию, связанную с определением характера главного героя, требующую выдвижения гипотезы. | |
Представление книги. 1.Исходя из названия книги «Колямба, внук Одежды Петровны», предположите, кто главный герой этого произведения. 2. Такое необычное название книги вызывает желание познакомиться с главным героем поближе, узнать какой он? С главным героем авторы, как правило, знакомят нас в первой главе. Сегодня на уроке мы прочитаем первую главу книги Ирины Краевой «Колямба, внук Одежды Петровны под названием «Зима вернулась». 3. По названию главы, можно определить, о чём здесь речь? |
Мальчик Колямба.
Ответы детей. Наша задача, познакомиться с главным героем, и дать ответ «Какой он?»
Ответы детей.
|
Когда мы прочитали эту главу, то увидели, что на первый план автор выводит второстепенных героев: кота, ворону, козу — и показывает, как главный герой Колямба с ними взаимодействует. Как же быть? Состоится ли наше знакомство с главным героем? Попробуйте поставить проблемный вопрос. Отвечая на этот вопрос, мы будем учиться читать «между строк». Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? | Читает Алёна
Можно ли познакомиться с главным героем через его взаимодействие с второстепенными героями (или через его отношение к второстепенным героям)?
Провести исследование |
Результат: возникновение у учащихся потребности дать ответ на проблемный вопрос. | |
III. Исследование. Цель: найти в тексте необходимую информацию о взаимодействии главного героя с второстепенными персонажами, чтобы определить его черты характера и познакомиться с ним. | |
Дорогие юные исследователи! Вы будете работать в группах. Все группы получили тексты первой главы для каждого ученика. Один из текстов напечатан крупным шрифтом. Его можно резать и клеить в таблицы, если необходимо ответить на вопрос задания словами автора. Два ученика в группе будут художниками - иллюстраторами и представят свои творческие работы. Каждая" группа получит индивидуальное задание и рабочие листы. | |
1 ГРУППА 3. Заполните таблицу. Представьте отчёт. | 1 ГРУППА (художники - иллюстраторы) • составьте портрет, используя заготовки; • наклейте его на бумагу, дорисуйте; • Представьте свою работу. |
2 ГРУППА 3. Заполните таблицу. Представьте отчёт. | 2 ГРУППА (художники- иллюстраторы) План 2. В тексте выделите всё, что связано с котом и вороной. 3. Выполните творческую работу, используя конструктор: • составьте портрет, используя заготовки; • наклейте его на бумагу, дорисуйте. • Представьте свою работу. |
Результат: нахождение необходимой информации о взаимодействии главного героя с второстепенными, определение черт его характера и знакомство с ним. | |
IV. Обмен информацией и связывание информации: Цель: представить результаты работы каждой группы, определить, какими чертами характера обладал главный герой. Дать ответ на проблемный вопрос. Учащиеся класса представляют результаты исследования. | |
2. ГРУППА (художники - иллюстраторы 1Начнем знакомство с героями. Кот Захар. Иллюстраторы вывешивают свою работу и рассказывают, что они отразили в портрете кота Захара, и вороны (В своей работе мы показали, что кот Захар был необычным внешне. Мы использовали розовый цвет) | Какие советы по уходу за котом давал Колямба? ( — Вы его гулять не выпускайте, когда солнце жарит, — советует Колямба. — А то обгорит и станет как ошпаренный)
|
2. Что можно сказать о Колямбе, читая его советы по уходу за котом Захаром? Это пример чтения между строк, когда о главном герое мы можем узнать через его отношение к другим героям. (Он заботливый. Много знает. Умный. Добрый.) | Как кот перенес исчезновение вороны? ...Захар сидит на диване грустный, к миске на улицу не выходит — смысла в этом не видит. Когда Захар это увидел, заголосил человеческим голосом. Так и сидели друг напротив друга — живой голый сфинкс и нарисованная белая ворона. |
3. Что можно сказать о коте Захаре? А какой у него был характер? | (Он был необычным внешне. Он добрый, воспитанный, ранимый. Преданный друг. Заботливый. Особенный). |
4. Продолжим знакомство с героями. Ворона Зима. Иллюстраторы представляют свою работу. | (В своей работе мы показали, что ворона Зима была необычной внешне. Мы использовали белый цвет) |
5. Чем была необычна ворона? Какой у неё был характер?
| (Она была необычна внешне. И характер у нее был необычный. Она была добрая. Воспитанная. Преданная. Не жадная и т.д) |
6. Представляют нам козу «Матрос». Иллюстраторы представляют свою работу.
| (В своей работе мы показали, что коза «Собака Какая» (официальная кличка — Матрос) похожа на собаку. Мы использовали черный цвет.) |
Что здесь можно прочитать между строк? Или какой извлечь урок? 7. Почему, по мнению автора, коза приходила к магазину? | (...Собака Какая жаждала общения: уж очень Наумовна была молчалива и неласкова. Но из-за сурового воспитания коза не решалась выразить это желание более дружелюбно). |
Действительно, если изъявить желание дружить как коза Матрос (бодаться и лягаться), то ничего доброго не получится и новых друзей не приобретешь. |
|
8. Надо уметь правильно предлагать дружбу. Кто помог козе в трудной ситуации?
| ... А козу ещё уговаривать пришлось за мной идти. Я ей: «Собака Какая, кусъ-кусъ, фютъ-фютъ!» Но она ласковых слов совсем не понимает. Хорошо, у меня с собой морковка была. На неё и выманил. Весь остаток дня коза уже в загоне на дворе у Наумовны надрывала нам души беспрестанным беканъем. Успокоилась лишь, когда её навестили Колямба с Виталькой, погладили по голове меж рогов-кинжалов, пообещали ещё захаживать. |
9. Как Колямба относился к козе? Как это характеризует Колямбу? | Он её жалел. Он добрый. Заботливый. Не злопамятный. Сообразительный. Надёжный. |
Группа 1 представит нам Колямбу.
| (В своей работе мы представили мальчика с рыжими волосами) |
10. Что можно сказать о Колямбе, какой он? Почему прямая дорога — не его путь?
| Группа 1 Какая прическа у Колямбы? ... А причёска у соседа — как обычно в книжках князьям и принцам рисуют: кудри едва не до плеч. На Колямбиной голове они вечно сбиты-перевиты, потому что волосы ему причёсывают ветер или кусты репейника: прямая дорога — не его путь. Он любознательный. Он исследователь, ему все интересно. Он деятельный, «быстрый». Хочет все знать, везде успеть |
Что значит «многомудрые» глаза? Как это характеризует главного героя? | Как автор описывает глаза главного героя? А глаза Колямбы, голубые и многомудрые, невозмутимо уставлены в потолок. Но видят они в разные стороны, по-стрекозиному Много мудрости. Колямба очень мудрый. Много знающий. |
Действительно, Колямба даже говорить не мог, только развёл руками
Как это характеризует Колямбу? | Как Колямба отнесся к исчезновению вороны? ... А он только руками разводит, насупился. Он очень переживал, страдал. Колямба глубоко чувствующий. Переживающий. |
Изучив всех героев первой главы, давайте попробуем ответить на вопрос. Какой вопрос мы поставили перед исследованием? | Какой характер у Колямбы? Учащиеся называют все качества характера главного героя, перечисленные выше.
|
Какой вы дадите ответ? Можно ли познакомиться с главным героем через его взаимодействие с второстепенными героями (или через его отношение к второстепенным героям)? |
Да, можно |
И это действительно так. А необычность второстепенных героев подчеркнула особенность Колямбы. |
|
Результат: определение черт характера Колямбы. Ответ на проблемный вопрос.
V. Применение: Цель: создать условия для полного прочтения произведения.
4. Как звали хозяйку козы «Собака какая» по кличке Матрос. (Наумовна)
5. Как называется деревня, где происходит действие (Масловка).
6. Сколько килограмм весит мозг вороны (5 грамм)
7. Как звали приятеля Колямбы? (Виталька)
Результат: использование на уроке самостоятельно полученных знаний о жизни и творчестве И.И. Краевой. Учащиеся оценили собственный уровень усвоения нового материала.
Поднимите руки, кто хотел бы дочитать книгу до конца?
Цель: создать условия, которые заинтересуют учащихся продолжить чтение книги «Колямба, внук Одежды Петровны».