Библиотекарь | Ученик |
1. Каких детских писателей и их книги вы знаете? 2. Назовите современных детских авторов и их книги. Сегодня мы представим вам новую книгу — «Колямба, внук Одежды Петровны». Автор этой книги вам еще не знаком. Это московская писательница Краева (Пуля) Ирина Ивановна | Александр Грин «Алые паруса», Аркадий Гайдар «Чук и Гек», «Голубая чашка» Николай Носов «Приключения Незнайки», Виктор Драгунский «Денискины рассказы» Ольга Колпакова «Бука» и т.д., С. Лаврова «Семь подводных котов» и т.д., К. Матюшкина «Кот Да Винчи» и др. |
Результат: актуализация знаний учащихся о жизни и творчестве детских писателей. |
II Мотивация: Цель: создать проблемную ситуацию, связанную с определением характера главного героя, требующую выдвижения гипотезы. |
Представление книги. 1.Исходя из названия книги «Колямба, внук Одежды Петровны», предположите, кто главный герой этого произведения. 2. Такое необычное название книги вызывает желание познакомиться с главным героем поближе, узнать какой он? С главным героем авторы, как правило, знакомят нас в первой главе. Сегодня на уроке мы прочитаем первую главу книги Ирины Краевой «Колямба, внук Одежды Петровны под названием «Зима вернулась». 3. По названию главы, можно определить, о чём здесь речь? | Мальчик Колямба. Ответы детей. Наша задача, познакомиться с главным героем, и дать ответ «Какой он?» Ответы детей. |
Когда мы прочитали эту главу, то увидели, что на первый план автор выводит второстепенных героев: кота, ворону, козу — и показывает, как главный герой Колямба с ними взаимодействует. Как же быть? Состоится ли наше знакомство с главным героем? Попробуйте поставить проблемный вопрос. Отвечая на этот вопрос, мы будем учиться читать «между строк». Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? | Читает Алёна Можно ли познакомиться с главным героем через его взаимодействие с второстепенными героями (или через его отношение к второстепенным героям)? Провести исследование |
Результат: возникновение у учащихся потребности дать ответ на проблемный вопрос. |
III. Исследование. Цель: найти в тексте необходимую информацию о взаимодействии главного героя с второстепенными персонажами, чтобы определить его черты характера и познакомиться с ним. |
Дорогие юные исследователи! Вы будете работать в группах. Все группы получили тексты первой главы для каждого ученика. Один из текстов напечатан крупным шрифтом. Его можно резать и клеить в таблицы, если необходимо ответить на вопрос задания словами автора. Два ученика в группе будут художниками - иллюстраторами и представят свои творческие работы. Каждая" группа получит индивидуальное задание и рабочие листы. |
1 ГРУППА План 1. Прослушайте главу «Зима вернулась» из книги Ирины. Краевой «Колямба, внук Одежды Петровны». 2. В тексте выделите всё, что связано с Колямбой и козой. 3. Заполните таблицу. Представьте отчёт. | 1 ГРУППА (художники - иллюстраторы) План 1. Прослушайте главу «Зима вернулась» из книги Ирины Краевой «Колямба, внук Одежды Петровны». 2. В тексте выделите всё, что связано с Колямбой и козой. 3. Выполните творческую работу, используя конструктор: • составьте портрет, используя заготовки; • наклейте его на бумагу, дорисуйте; • Представьте свою работу. |
2 ГРУППА План 1. Прослушайте главу «Зима вернулась» из книги Ирины Краевой «Колямба, внук Одежды Петровны ». 2. В тексте выделите всё, что связано с котом Захаром и с вороной Зимой. 3. Заполните таблицу. Представьте отчёт. | 2 ГРУППА (художники- иллюстраторы) План 1. Прослушайте главу «Зима вернулась» из книги Ирины Краевой «Колямба, внук Одежды Петровны». 2. В тексте выделите всё, что связано с котом и вороной. 3. Выполните творческую работу, используя конструктор: • составьте портрет, используя заготовки; • наклейте его на бумагу, дорисуйте. • Представьте свою работу. |
Результат: нахождение необходимой информации о взаимодействии главного героя с второстепенными, определение черт его характера и знакомство с ним. |
IV. Обмен информацией и связывание информации: Цель: представить результаты работы каждой группы, определить, какими чертами характера обладал главный герой. Дать ответ на проблемный вопрос. Учащиеся класса представляют результаты исследования. |
2. ГРУППА (художники - иллюстраторы 1Начнем знакомство с героями. Кот Захар. Иллюстраторы вывешивают свою работу и рассказывают, что они отразили в портрете кота Захара, и вороны (В своей работе мы показали, что кот Захар был необычным внешне. Мы использовали розовый цвет) | Какие советы по уходу за котом давал Колямба? ( — Вы его гулять не выпускайте, когда солнце жарит, — советует Колямба. — А то обгорит и станет как ошпаренный) |
2. Что можно сказать о Колямбе, читая его советы по уходу за котом Захаром? Это пример чтения между строк, когда о главном герое мы можем узнать через его отношение к другим героям. (Он заботливый. Много знает. Умный. Добрый.) | Как кот перенес исчезновение вороны? ...Захар сидит на диване грустный, к миске на улицу не выходит — смысла в этом не видит. Когда Захар это увидел, заголосил человеческим голосом. Так и сидели друг напротив друга — живой голый сфинкс и нарисованная белая ворона. |
3. Что можно сказать о коте Захаре? А какой у него был характер? | (Он был необычным внешне. Он добрый, воспитанный, ранимый. Преданный друг. Заботливый. Особенный). |
4. Продолжим знакомство с героями. Ворона Зима. Иллюстраторы представляют свою работу. | (В своей работе мы показали, что ворона Зима была необычной внешне. Мы использовали белый цвет) |
5. Чем была необычна ворона? Какой у неё был характер? | (Она была необычна внешне. И характер у нее был необычный. Она была добрая. Воспитанная. Преданная. Не жадная и т.д) |
6. Представляют нам козу «Матрос». Иллюстраторы представляют свою работу. | (В своей работе мы показали, что коза «Собака Какая» (официальная кличка — Матрос) похожа на собаку. Мы использовали черный цвет.) |
Что здесь можно прочитать между строк? Или какой извлечь урок? 7. Почему, по мнению автора, коза приходила к магазину? | (...Собака Какая жаждала общения: уж очень Наумовна была молчалива и неласкова. Но из-за сурового воспитания коза не решалась выразить это желание более дружелюбно). |
Действительно, если изъявить желание дружить как коза Матрос (бодаться и лягаться), то ничего доброго не получится и новых друзей не приобретешь. | |
8. Надо уметь правильно предлагать дружбу. Кто помог козе в трудной ситуации? | ... А козу ещё уговаривать пришлось за мной идти. Я ей: «Собака Какая, кусъ-кусъ, фютъ-фютъ!» Но она ласковых слов совсем не понимает. Хорошо, у меня с собой морковка была. На неё и выманил. Весь остаток дня коза уже в загоне на дворе у Наумовны надрывала нам души беспрестанным беканъем. Успокоилась лишь, когда её навестили Колямба с Виталькой, погладили по голове меж рогов-кинжалов, пообещали ещё захаживать. |
9. Как Колямба относился к козе? Как это характеризует Колямбу? | Он её жалел. Он добрый. Заботливый. Не злопамятный. Сообразительный. Надёжный. |
Группа 1 представит нам Колямбу. | (В своей работе мы представили мальчика с рыжими волосами) |
10. Что можно сказать о Колямбе, какой он? Почему прямая дорога — не его путь? | Группа 1 Какая прическа у Колямбы? ... А причёска у соседа — как обычно в книжках князьям и принцам рисуют: кудри едва не до плеч. На Колямбиной голове они вечно сбиты-перевиты, потому что волосы ему причёсывают ветер или кусты репейника: прямая дорога — не его путь. Он любознательный. Он исследователь, ему все интересно. Он деятельный, «быстрый». Хочет все знать, везде успеть |
Что значит «многомудрые» глаза? Как это характеризует главного героя? | Как автор описывает глаза главного героя? А глаза Колямбы, голубые и многомудрые, невозмутимо уставлены в потолок. Но видят они в разные стороны, по-стрекозиному Много мудрости. Колямба очень мудрый. Много знающий. |
Действительно, Колямба даже говорить не мог, только развёл руками Как это характеризует Колямбу? | Как Колямба отнесся к исчезновению вороны? ... А он только руками разводит, насупился. Он очень переживал, страдал. Колямба глубоко чувствующий. Переживающий. |
Изучив всех героев первой главы, давайте попробуем ответить на вопрос. Какой вопрос мы поставили перед исследованием? | Какой характер у Колямбы? Учащиеся называют все качества характера главного героя, перечисленные выше. |
Какой вы дадите ответ? Можно ли познакомиться с главным героем через его взаимодействие с второстепенными героями (или через его отношение к второстепенным героям)? | Да, можно |
И это действительно так. А необычность второстепенных героев подчеркнула особенность Колямбы. | |