Муниципальный этап фестиваля "Сердце отдаю детям"

24 декабря 2016 г.
Наша школа открыла муниципальный этап фестиваля открытых уроков "Сердце отдаю детям". Посещенные комиссией занятия получили высокую оценку.Технологическая карта внеклассного занятия.

Дата:.15. 12.16

Школа: МКОУ Чайковская СОШ

Класс: начальная школа 2-4 класс

Учитель:  Черепанова Лариса Александровна  

Классный час: беседа – игра

Тема: Фильм о доброте и зле «Там чудеса, там леший бродит».

Цель: воспитание доброжелательного отношения к людям, взаимопонимания, стремления к самосовершенствованию.

Задачи:

Воспитательная:

содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру и толерантному отношению к детям и взрослым.

Развивающая:    

создать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся.

Познавательная:

формировать знания о понятиях добро, толерантность, равнодушие; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.

УУД:

Личностные: находить способ увлечь детей знаниями; осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: планировать и контролировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать и высказывать свою точку зрения; задавать вопросы; аргументировать свою позицию; уметь вступать в диалог.

Познавательные: включение детей в открытие новых знаний; использование развивающих заданий; использование интерактивных возможностей ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, песни  о доброте, картинки для создания фильма, костюмы для сказок.

 

 

 

                Ход занятия  
Этапы Содержание: Деятельность детей: Планируемые результаты: Время:

I. Вступительный

1. Орг. Момент - Дети становятся в шахматном порядке,  недовольные, имитируя парты и раскрытые тетради - Опять звонок - Не успели даже отдохнуть - Сейчас (И.О. учителя) придет и скажет: «Открыли тетради, записали число,  классная работа». - Подождите, а как учиться, у нас классный час. - Да (И.О. учителя) всё равно что-нибудь придумает. - Что придумывать? На классном часе поговорим и домой! Классно!Дома  айфон – сколько хочешь, телик – сколько сможешь! А давайте, пока (О. учителя) нет, кино посмотрим. Звучит музыка .входит кот; Я ученый очень кот. Говорят, коты и кошки Любят греться на окошке Любят сливки и печенье Но не любят приключенья. Я- совсем наоборот Я не зря – Ученый кот! Я в душе авантюрист И немножечко артист Но – подчеркиваю, лично Я учился на отлично И поэтому – то вот, Я вполне ученый кот. (я слышал ,вы фильм хотели посмотреть ?а давайте создадим свое кино ?)   2. Сообщение темы и постановка задач классного часа

Приветствуют гостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учувствуют в приветствии.                                                                                  

Коммуникативные УУД: формируется способность ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

координировать различные позиции в совместном общении.

 

 

 

 

 

 

5-7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основной

Кот; Перед каждым из вас лежит коробочка. (В каждой коробке лежат 2 бусины: черная и белая). Ребята, как вы думаете, почему в коробках бусины таких цветов? Какие ассоциации вызывает у вас черный и белый цвет? (Ответы детей. ( Добро и зло) Ребята, какая тема нашего кино? О чем мы будем говорить? (Дети формулируют тему фильма. На доске открыть таблички с темой классного часа. ( кадр1.)   3. Мотивация. (Демонстрация. Притча о волках. Создание проблемной ситуации). Я недавно прочитал одну очень интересную притчу и хотел бы с вами поделиться. Фрагмент притчи. (кадр 2). Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: ¾ В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло…  Другой волк представляет добро… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил … Кот Какой вопрос возник у маленького индейца? О чем он хотел спросить? (Обсуждение. Примерные ответы детей: какой волк сильнее, могут ли оба волка одинаково сильными и т.д.). 4.Целеполагание. Что мы хотим с помощью нашего фильма выяснить? Цель занятия: выяснить, что сильнее: «добро» или «зло»? (кадр 3).     Кот Давайте с вами поразмышляем, что значит «добро»? (все положительное, хорошее, очень нужное людям и животным) - Добрый человек, это какой человек? Добрый человек – это человек, который помогает людям в трудную минуту жизни, в работе, в учебе, не требуя платы. - Как вы понимаете «добрый поступок»? Добрый поступок – дело, действие, которое совершает человек на пользу людям, стране, классу, в котором учится, родителям. - Что значит «зло»? (все очень вредное, недоброе, дурное). - Злой человек, это какой человек? Злой человек – человек, который совершает злые, плохие поступки. - Как вы понимаете «злой, плохой поступок»? Плохой поступок – лишенный положительных качеств, неприятный (кадр 4)   ( выставляем слова) Тема добра и зла звучит даже в  сказках.  И в сказках всегда добро побеждает зло 1)    Давайте проверим, так ли это?  что добро побеждает зло? и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.   Кот:    Вот моя волшебная книга. Книгу волшебную я открываю       в сказку с вами я попадаю… вот моя первая загадка (кадр 5) Няня: что ты, Саша, не спишь? (ФРАГМЕНТ есть на презентации ,надо сделать картинку) Саша: сочиняю стихи. Няня: поздно уже, соколик. Ложись, милый, спать.  Саша: няня, а ты расскажи мне сказку! Няня:- Сказку... ну, Слушай (кадр 6) чтец: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.  (на сцену выходят три сестры с пряжей и усаживаются прясть ) : кабы я была царица, то на весь крещёный мир приготовила б я пир! 2я: кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна! 3я: кабы я была царица, я б для батюшки- царя родила богатыря! Чтец: только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу Входит царь, стороны той государь.(звон колоколов) Царь: здравствуй, красная девица, будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября! Вы ж голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой: будь одна из вас ткачиха, а другая повариха! (выставляем картинку  на доску)  (кадр 7)   Кот: А вот другая сказка, слушайте: Тут синее море, тут берег морской.      Старик вышел к морю, он невод забросит,      Кого-то поймает, и что-то попросит      Но жадность, ребята, к добру не приводит.      И кончится дело все тем же корытом,      Но только не новым, а старым, разбитым. (картинка с золотой рыбкой)(кадр 8) Кот: Пришло время для новой загадки. (Выходит царица с зеркальцем.) Царица: « свет мой, зеркальце.!Скажи    Да всю правду доложи:    Я ль на свете всех милее,    Всех румяней и белее? ( Голос из-за кулис:)   «Ты, конечно, спору нет,    Ты, царица, всех милее,    Всех румяней и белее».  Кот: Правильно, ребята, это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»(кадр 9)   Кот: Пришло время для последней загадки.  

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик »   В.Катаев.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.) (кадр 10)

 

  Все сказки прекрасны и поучительны. Какая главная мысль? А зачем нам сказки? Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.  И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Иногда бывает и так. Во время перемены вы затеваете игру, но, постепенно  входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку.  Поэт Б. Заходер рассказал об этом в стихотворении  «Мы – друзья»(кадр 11)   С виду мы не очень схожи: Петька толстый, Я – худой. Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой! Дело в том, что он и я Закадычные друзья! Всё мы делаем вдвоём. Даже вместе… Отстаём! Дружба дружбою, однако И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был. Помнишь, Петя? Что – то, Вова, Позабыл. И я забыл! Ну не важно! Дрались честно. Как положено друзьям! Я как стукну! Я как тресну! А я как дам! Скоро в ход пошли портфели. Словом, скромничать не буду – Драка вышла хоть куда! Только смотрим – что за чудо? С нас ручьём бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра! С нас вода ручьями льётся, А она ещё смеётся: – Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя.   - Правильно ли вели себя ребята? - К чему могла бы привести такая ссора? - Можно ли назвать их друзьями? Добрыми людьми? - Как бы вы поступили на месте мальчиков? Правильно, ребята, если бы люди старались делать добро друг другу, то не было бы печали, горя, а слезы бы лились от радости и счастья.     Кот: А теперь давайте поиграем !       «Собери маску» 1 группа: Злой герой 2 группа: Добрый герой         2)    У добро и зла много помощников, это качества     Качества- «помощники» добра.     Качества- «помощники» зла. Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»   Мужество, честь, хвастливость,  жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность,  тактичность, болтливость,  правдивость, хитрость,  бестактность, лживость,  малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.     Вернемся к цели нашего фильму . Что вы хотели выяснить? Что же сильнее: добро или зло? Какой вы можете  сделать вывод? СИЛЫ У НИХ ОДИНАКОВЫЕ. А что же тогда определяет, что победит: добро или зло? (Поступки людей). МЫ хороший фильм создали? Разрыв (Кульминация творческого процесса). Учитель: А теперь давайте вернемся в начало нашего фильма . Слайд 5. Притча. Как вы думаете, что ответил старый индеец в притче о двух волках? (Ответы детей). Появляется ответ старого индейца. Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: ¾ Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.(пауза) Учитель: Как вы поняли эту фразу? От кого зависит, какой волк сильней? (От человека и его поступков)        

Смотрят сценки.

 

 

В ходе работы выставляются картинки с изображениями .

 

 

Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим  

 

 

 

.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Словарная работа..

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Каждый человек хочет, чтобы окружающие любили его, заботились о нём, но мало только желать этого, нужно самому делать всё так, чтобы поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо,

добро,

мир,

щедрость,

вежливость,

ласка,

правда,

преданность.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают сказки и раскрывают смысл добра и зла Участвуют в сценках..

Познавательные УУД будет формироваться способность: вычленять необходимую информацию из сообщения учителя для решения познавательной задачи; узнавать и  фиксировать информацию об окружающем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: будет формироваться способность ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

контролировать свои  действия м действия  партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: будет формироваться способность: вычленять необходимую информацию из сообщения учителя для решения познавательной задачи; узнавать и  фиксировать информацию об окружающем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: формируется способность контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия

 

 

Коммуникативные УУД: будет формироваться способность: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

30- 40 мин

III. Заключительный

1. Итог занятия - Ребята, к сожалению наше занятее подходит к концу. - Какая тема была на нашем занятии? - Как вы поняли тему нашего занятия? 2. Рефлексия - Упражнение «Пять добрых слов».

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.

Время: 15 минут.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.

Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.

    3. Напутствие  (Самоанализ внутреннего состояния). Учитель: Вот и подошел к концу наш фильм, я надеюсь, что он заставил вас задуматься о поступках, которые вы совершаете. Я оставляю вам на память 2 бусины: белую и черную. Как вы думаете, для чего? (Чтобы помнить, что в каждом человеке борются  два волка: добра и зла. Всегда стараться делать так, чтобы победил волк добра). А сейчас ответьте на вопрос, какого волка в своей душе будете кормить вы, а под рисунками волков приклейте стикер.     (дети как начали, так и закончат)ПЕСНЯ ФУНТИКА Эпилог

Доброта последнюю рубашку

Снимет с плеч своих и нищему отдаст.

Разведет сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта как солнце, теплый ветер,

На неё ты не предъявишь счет.

Доброта нам достается даром,

Ценится дороже всех щедрот.

Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

Все ёе поступки хороши.

Будем жить в согласии и вере,

Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!    Спасибо за работу. До свидания. Добра вам!

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята играют в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление детей.

 

 

 

Личностных УУД будет формироваться способность: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Коммуникативные УУД: будет формироваться способность: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

5 мин